На главную | Каталог статей | Карта сайта

Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки. Бразилия
 

Площадь — 8,5 млн. кв. км.

Население — 171 млн. чел. (2000 г.).

Столица — Бразилия.

Географическое положение, общие сведения

Бразилия — самое крупное государство Южной Америки, расположено в ее центральной и восточной частях. Длина сухопутных границ — около 16 тыс. км., на востоке на протяжении 7,4 тыс. км. страна омывается Атлантикой.

На протяжении почти трех столетий Бразилия была португальской колонией. В 1822 году провозглашена независимость, в 1888 году — отменено рабство, в 1889 году — свергнута монархия. В настоящее время Бразилия — федеративная республика, в административном отношении делится на 23 штата, 3 территории и федеральный округ.

Природный условия и ресурсы

Бразилия занимает почти 1/2 площади материка. В рельефе четко различаются: северная низменная заболоченная равнина Амазонки, покрытая богатейшей на земле гилеей и южная возвышенная часть, занятая Бразильским плоскогорьем (средняя высота 2 500 метров), которое представляет собой высокие холмистые равнины, горы и впадины. Встречаются также лавовые плато. Эта территория обладает уникальной минерально-сырьевой базой (особенно это касается рудных запасов), ощущается недостаток топливных ресурсов.

Западная Амазония лежит в области постоянно жаркого и влажного экваториального климата, восточная часть Амазонии и центр Бразильского плоскогорья — в области субэкваториального климата. В восточной части плоскогорья распространен жаркий и влажный тропический, на юге Бразилии— субтропический. Смена климатических поясов и секторов обуславливает смену природных зон: влажные и переменновлажные леса, кустарниковые и высокотравные саванны, районы субтропической растительности. Вследствие этого Бразилия обладает уникальными водными, лесными, почвенными и климатическими ресурсами, что создает базу для развития промышленного хозяйства.

Бразилия занимает V место по численности населения. С эпохой колонизации страны связан массовый въезд европейских иммигрантов и ввоз негров из Африки. Бразильская нация отличается сложным этническим составом. Белые составляют 54%, негры — 5,9%, мулаты 38,5%, живут здесь также португальцы, испанцы, немцы, украинцы, японцы и др. Средняя плотность населения — 20 чел./кв. км., но в пределах узкой приморской полосы (7% территории) проживает почти 1/2 всего населения, а на западе плотность не превышает 1 чел./кв. км. Темпы естественного прироста населения в Бразилии, в последние годы , сократились и составляют 1,6%. В возрастной структуре населения велика доля детей. Существуют резкие контрасты в уровне жизни разных слоев населения и разных регионов страны. Быстро развивается урбанизация (сейчас доля городского населения — 77%). Крупнейшие агломерации — Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти, Сальвадор, Форталеза.

Бразилия одна из ключевых стран развивающегося мира. По объему ВВП она занимает I место в Латинской Америке, а по объему промышленного производства входит в десятку крупнейших стран мира.

Доля промышленности в ВВП — 33%, а сельского хозяйства —11%.

Горнодобывающая промышленность — несмотря на быстрое развитие и богатую сырьевую базу, доля этой отрасли в ВВП невелика. Но Бразилия занимает I место в мире по добыче железной руды, апатитов, II— по добыче бериллия, III— по . добыче бокситов, IV — по добыче золота, асбеста, олова. Железорудная промышленность работает в большой степени на экспорт.

Энергетика. Несмотря на быстрый рост добычи нефти в Бразилии до 90 % электроэнергии производят на ГЭС, также используются альтернативные источники (большая часть автомобилей работает на спирте), дрова, каменный уголь, работает одна АЭС.

Черная металлургия работает на собственной руде, но на импортном коксе. Страна входит в первую десятку мировых производителей стали (выплавка — 25 млн. т.). Крупнейшие заводы находятся в штатах Минас-Жерай и Сан-Паулу.

Цветная металлургия. Наиболее развито производство алюминия на собственных бокситах.

Машиностроение и металлообработка занимает ведущее место в обрабатывающей промышленности по стоимости продукции.

Развито транспортное машиностроение (прежде всего автомобилестроение: Бразилия производит один миллион автомобилей в год.

Страна занимает IV место в мире по строительству морских судов, заметны успехи авиастроения. Большими темпами развивается производство электронно-вычислительной техники. Главные центры отрасли — Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Сельское хозяйство составляет около 12% ВВП. в нем занято 30% ЭАН. В структуре отрасли лидирует растениеводство (60% стоимости всей продукции, причем в ходе эволюции систем землепользования и землевладения сложился институт крупной земельной собственности — латифундии (80% всех обрабатываемых земель). Кроме того, распространено мелкое землевладение — минифундии. Хотя удельных вес последних невелик, но именно они производят основную часть продовольственных (а не экспортных, как на плантациях латифундий) культур для внутреннего потребления зерновых, бобовых, картофеля. Бразилия является традиционным производителем и экспортером ряда сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы, какао, бананов, хлопчатника, а также обладает значительным поголовьем крупного рогатого скота. На севере Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии (60% территории). Но запасы ценных древесных пород используются нерационально и слабо. Наибольшее значение имеет сбор каучука, заготовка орехов и лекарственных растений.

Животноводство Бразилии преимущественно мясное, дает около 40% стоимости сельхозпродукции. Преобладают пастбищное скотоводство, а также высокотоварное мясное скотоводство в сочетании с овощеводством.

В территориальной структуре хозяйства ярко выражен сдвиг размещения хозяйства и населения на запад, в приокеаническую часть, где расположен «индустриальный треугольник» Бразилии — район между городами Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти, характеризующийся высокой плотностью населения и наиболее высоко развитой промышленностью.

Освоение же Амазонии (3/5 площади) — главная задача проведения региональной политики, с этой целью в центре страны была построена новая столица — Бразилиа.

В 70-х годах было сооружено Трансамазонское шоссе (длина — 5,5 тыс. км.) способствующее заселению и освоению Амазонии.

Транспортные магистрали (сначала — железнодорожные) начали формироваться еще в XIX веке. И сейчас новые и модернизированные железнодорожные ветви в основном соединяют центры добычи полезных ископаемых и районы сельскохозяйственного производства с портами.

Автомобильные дороги, хотя и являются самыми протяженными в Латинской Америке и перевозят большую часть пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и авиационный транспорт.

Экология

Вовлечение девственных лесов Амазонии в хозяйственную деятельность привело к серьезному нарушению экологии региона. В основном это было связано со сведением лесов и затоплением обширных территорий при сооружении русловых ГЭС. Несмотря на ряд шагов, которые предприняла Бразилия (как и другие страны, расположенные в бассейне Амазонии), систему природопользования страны нельзя назвать рациональной.

 




На главную | Каталог статей | Карта сайта
Яндекс.Метрика


При любом использовании материалов установите обратную ссылку на своем сайте.
<a href="http://lovi5.ru/" target=_blank>Рефераты, шпаргалки</a>